?

Log in

No account? Create an account
Нескучный сад: Должна ли церковная архитектура быть современной? - ХИТРОВСКIЙ ХРОНОГРАФЪ [entries|archive|friends|userinfo]
дядя Коля

[ website | Хитро́вская площадь (Хитро́в рынок, Хитро́вка) ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Нескучный сад: Должна ли церковная архитектура быть современной? [фев. 23, 2013|05:08 pm]
дядя Коля
[Tags|]

Молодые церковные архитекторы представили свои работы и выслушали критику. По их мнению церковная архитектура должна отражать современный культурный контекст – как может выглядеть этот контекст? Об этом «НС» подготовил краткий отчет и фотогалерею самых интересных работ.

Миссионерский храм. Архитектор: Макаров Д.Е. Северный вариант. Фото quadraturacirculi.breezi.com

«Новое поколение не чувствует разрыва с традицией и поэтому обращаются с ней более свободно» — считает известный искусствовед и историк церковного искусства Ирина Языкова. Вместе с десятком крупнейших церковных архитекторов 21 февраля она приняла участие в работе круглого стола посвященного современной храмовой архитектуре и состоявшемся в помещении храма мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на территории Федерального научно-клинического центра гематологии. Организаторами встречи стали редакция журнала о церковной архитектуре «Храмоздатель» и архитектурная мастерская Андрея Анисимова, чьи молодые архитекторы представили участникам круглого стола собственные работы, отражающие их видение того какой может быть современная храмовая архитектура в XXI веке.




Собственно «современный контекст» церковной архитектуры и стал центральным вопросом, вокруг которого развязалась бурная дискуссия. В своем докладе оппонент молодых архитекторов председатель Комиссии Союза архитекторов России Михаил Кеслер критически высказался о целесообразности использования приемов современной светской (в первую очередь западной) архитектуры в области храмового зодчества: «Исторически эволюция церковной архитектуры, происходила в рамках церковной же культуры. Новые храмы продолжали каноническую традицию предыдущих веков, а не подражали секулярной архитектуре, родившейся в рамках культуры светской. Очень плавный переход от стиля к стилю происходил естественным путем.– Не смотря на это, он подчеркнул, что бездумное копирование старых образцов не может стать единственным выходом. — Проектировать нужно не просто подражая средневековым памятникам, а используя все традиционные приемы строить современные храмы. В понятии канона нет ничего строго закрепленного, но есть каноническая традиция. Не нужно ничего специально выдумывать, дух творчества и эксперимента, желания заявить о себе, естественный в архитектурном институте не слишком подходит для церковного зодчества».

За авангардные проекты молодых архитекторов вступились старшие товарищи и крупные специалисты, настроенные к современной архитектуре более благосклонно: «У нас в стране произошел разрыв традиции, наше, старшее, поколение хотело традицию восстановить, ликвидировать этот разрыв, отсюда и наш консерватизм. – Считает известный историк церковного искусства Ирина Языкова. — Новое поколение должно сделать шаг вперед. В их работах нет шума, они приходят к лаконичным чистым формам, и это нормально».

«Для ребят это только начало пути, они очистили форму от признаков стиля, что будет дальше покажет время, --подчеркнул руководитель мастерской Андрей Анисимов. -- Мы не можем запретить внутри нашего коллектива мыслить как-то иначе, нежели это принято, хотя большинство храмов мы проектируем в традиционном стиле. Проекты наших ребят – это плод серьезной работы, они берут за основание традиционные церковные формы, архетипы и пытаются предложить современное их решение».

В ходе дискуссии прозвучали и замечания относительно излишнего символизма некоторых решений молодых архитекторов (так храм-спираль, по мысли автора должен символизировать схождение Святого Духа). По мнению ряда участников, кроме символики формы архитектор обязан учитывать и ее «естественную характеристику». Архитектура может быть неуютной , агрессивной (как ломанные, перекошенные очертания некоторых современных католических храмов, построенных в авангардном стиле). Традиционные формы отобраны церковным коллективным сознанием именно потому, что для храма они наиболее подходят, как для помещения куда человек приходит молиться, вне зависимости от всякого символизма и смелости замысла архитектора.

Своеобразный итог подвел сибирский священник Андрей Юревич, архитектор по образованию: «Все мы приехали сюда не в каретах, а на машинах, мы сидим не в камзолах, а в современных пиджаках. Нам нужна современная храмовая архитектура, ведь она – это язык которым мы обращаемся к Богу, и этот язык не обязательно должен быть архаичным. Нет той грани которая отделяет допустимое от недопустимого в храмовой архитектуре. Уместное от неуместного. Эту грань проводит сам архитектор, -- убежден он. -- Но ратуя за движение вперед мы должны осознавать для себя и границы, не в стилях, а в духе. Каждый человек, который занимается христианской архитектурой должен жить напряженной христианской жизнью, ибо сегодня мы имеем множество примеров, когда обычные традиционные храмы строят люди неверующие, и зачастую это заканчивается профанацией».

Нужно отметить, что сам храм, в чьем помещении проходила встреча – является ярким образцом синтеза консервативного подхода к церковной архитектуре и творческого эксперимента.

Внешний экстерьер храма выполненный в русле русской школы церковного зодчества (и во многом напоминающий памятники церковного модерна начала века, вроде храмов Щусева) контрастирует с подчеркнуто византийским интерьером, греческим низким иконостасом в виде парапета с колоннадой. Вместо привычной нам сплошной стены алтарной преграды здесь имеются только отдельно стоящие опоры, несущие каменный архитрав с иконами деисусного чина, иконы же нижнего ряда покоятся в нишах между колоннами, так, что в зазорах между иконами можно разглядеть подробности алтаря.

Фото quadraturacirculi.breezi.com:


Миссионерский храм. Архитектор: Макаров Д.Е. Северный вариант.


Миссионерский храм. Архитектор: Макаров Д.Е. Южный вариант.


Миссионерский храм. Архитектор: Макаров Д.Е. Горный вариант.


Церковно-молодежный центр. Архитектор: Макаров Д.Е. Вид от главного входа


Церковно-молодежный центр. Архитектор: Макаров Д.Е. Вид с юга


Церковно-молодежный центр. Архитектор: Макаров Д.Е. Внутренний двор


Церковно-молодежный центр. Архитектор: Макаров Д.Е. Интерьер собора


Проект городского храма. Архитектор: Земляков И.С.


Проект городского храма. Архитектор: Земляков И.С. Интерьер


Проект храма 40 Севастийских мучеников. Архитектор: Земляков И.С.


Проект храма 40 Севастийских мучеников. Архитектор: Земляков И.С. Вид свода центрального купола


Проект сельского храма. Архитектор: Макаров Д.Е. Вид с севера


Проект сельского храма. Архитектор: Макаров Д.Е. Панорама



Образ балканского храма. Малый храм для Русского Юга. Архитектор: Земляков И.С.


Образ балканского храма. Малый храм для Русского Юга. Архитектор: Земляков И.С. Фрагмент, барабан


Образ балканского храма. Малый храм для Русского Юга. Архитектор: Земляков И.С. фрагмент, крест


Образ деревянного зодчества. Малый храм для Русского Севера. Архитектор: Земляков И.С.


Образ деревянного зодчества. Малый храм для Русского Севера. Архитектор: Земляков И.С.


Скитский храм. Архитектор: Макаров Д.Е.


Приходской храм. Архитектор: Макаров Д.Е.


Приходской храм. Архитектор: Макаров Д.Е.


Приходской храм. Архитектор: Макаров Д.Е. Интерьер


Монастырский храм. Архитектор: Макаров Д.Е.


Монастырский храм. Архитектор: Макаров Д.Е.


Проект храма на воде в поселке Лозенец (Болгария). Архитектор: Макаров Д.Е.


Проект храма на воде в поселке Лозенец (Болгария). Архитектор: Макаров Д.Е.


Проект храма на воде в поселке Лозенец (Болгария). Архитектор: Макаров Д.Е.

Дмитрий РЕБРОВ.
отсюда>>


СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: a_dedushkin
2013-02-23 01:27 pm
Некоторые проекты очень интересные.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: q_w_z
2013-02-23 01:49 pm
Миссионерский хороший, а дальше какая-то жуть.
Почему и католики и протестанты и иудеи и даже мусульмане могут, а мы - нет!?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: av_seliverstov
2013-02-23 02:22 pm
Мы не можем чего?
Вам этого не достаточно?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: keerpeech
2013-02-23 04:58 pm
Каленым железом жечь корбьюзианство в наших рядах, вот что я вам скажу! Иначе останемся с тем же, с чем сидит сейчас Европа.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: inga_ilm
2013-02-24 03:35 am
+ 1
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: unim
2013-02-23 06:33 pm
первые напоминаеют что то горбато-убогое. последние больше напоминают гигантскую солонку, не храм. Тадао Андо сделал прекрасную работу, построив в Финляндии христианский храм с крестом в центре. а здесь - какие то недобрые циклопические здания, напоминающие что-то страшное из фильма sheltering sky Бертолуччи. и главное - нет идеи христианства, креста в этом, есть только претензиозность и бездарность.

все потому, что авторы вероятно сами неверующие люди.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: Iryna Balunenka
2013-02-25 01:42 pm
Макаров верующий, он несколько лет назад на курятнике выкладывал эскизные проекты. Мне наоборот кажется, что будь он неверующим, справился бы лучше, боялся бы меньше. Как по мне, поблема его работ в том, что при постулированном отходе от традиций из проектов торчат ослиные уши наколотых на груди золотых куполов и владимиро-суздаля - не традиция, а стереотип.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: oldin
2013-02-23 06:47 pm
Мне все понравилось. Прямо даже настроение подняли, спасибо Вам. Вселили надежду, что ли.
А в комментах адЪ. Боюсь православнутых.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ping_ving
2013-02-25 03:46 pm
Понравилось - так и строили бы себе синагоги.
Для своих.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: ars_vivendi
2013-02-23 06:59 pm
По-моему, это очень круто. Насколько я помню, в Скандинавии, в Исландии-точно много подобного.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: inga_ilm
2013-02-24 03:38 am
а теперь обратите внимание на то что представляет собой культура Исландии и сравните ее с культурой России. кроме того то что Вам показалось похвалой и то что Вы оформили в форме комплимента автору на самом деле для профессионала серьезное основание пересмотреть свой жизненный путь и возможно шанс сменить профессию
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: inga_ilm
2013-02-24 03:42 am
мне интересно только одно - когда автор решил взяться за проект он уточнил хотя бы предназначение здания и его интерьера
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ar_chitect
2013-02-24 09:28 pm
Какое унылое зрелище, если честно...
И самое главное, это все осетрина десятой свежести: http://renardetraisin.livejournal.com/47354.html
Только по последней моде формы плавленые и с модной компьютерной перфорацией...
Потрясли до глубины души золотые руки, высовывающиеся из стен в монастырском храме и поддерживающие иконостас...
А от таких обсуждений подобных вещей, какое приведено, у меня уже скоро будет нервный тик. Всякий раз перемалывается один и тот же стандартный набор дурацких штампов, не имеющих отношения к делу: "современность против традиции", "кареты и камзолы против машин и пиджаков"...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: prussak
2013-02-24 10:50 pm
ручки, действительно, забавные - такие бывали во времена матушки екатерины. я их в первый прогляд и не приметил.
впрочем же - пусть расцветают 100 цветов. и если церковно-молодёжный центр действительно адресован молодёжи, то отчего бы и нет? это же не претензия на тотальность?
кстати, есть неплохие примеры сочетания старого и нового, церкви молодых и стариков - не обязательно как у айермана в церкви поминовения вильгельма, можно и как у штейнбаха в святом кресте в хеннефе
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pennkoff
2013-02-25 11:35 am
http://www.nsad.ru/pic/sovremennaja_cerkovnaja_arhitektura/5-0.jpg
Архитектор вдохновлялся то ли элеватором, то ли силосной башней.

"Лучшее в мире привидение с мотором, дикое, но симпатичное".

Взять избу и назвать храмом - не лучшее решение.

Мечеть?

"В далёкой бухте Тимбукту..." - бит-квартер "Секрет".
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: stroke_edge
2013-02-25 01:17 pm
>>"Лучшее в мире привидение с мотором, дикое, но симпатичное".

Точно! А я все думал — что именно мне там видится...
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: mengele_kun
2013-02-25 12:09 pm
Северные мотивы очень удачные, местами видно пагубное влияние архитектуры египетских отелей 3-4 звезды.
А вообще любой проект лучше в разы тех щи-бемоль и ампира крещенных комсомольцев, что сейчас возводятся в спальниках в том же Питере.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mengele_kun
2013-02-25 12:12 pm
Северные мотивы очень удачные, местами видно пагубное влияние архитектуры египетских отелей 3-4 звезды.
А вообще любой проект лучше в разы тех щи-бемоль и ампира крещенных комсомольцев, что сейчас возводятся в спальниках в том же Питере.
Жаль что даже самый классический проект из приведенных здесь окажется неприемлем для бабулек, которые еще 30 лет назад боролись с религией на партсобраниях.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: stroke_edge
2013-02-26 07:05 am
Настораживает количество горячо одобряющих. Если в реальности процент людей, пораженных морально-этической и эстетической слепотой, примерно таков же, то это печально.
А если хотя бы малая часть часть этих слепцов имеет отношение к профессии, то дело совсем плохо.
Безнадежно слепому, при том, о радуге рассказывать бесполезно, как видим...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: kenchikushiiii
2013-03-06 10:31 pm
надо этим людям трубецкого читать. Никакого понимания для чего православный храм нужен нет в этих проектах. Просто студенческие потуги 2го курса.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: sun_rider
2013-02-27 06:19 pm
Класс. Несколько проектов очень интересны.
(Ответить) (Thread)