дядя Коля (hitrovka) wrote,
дядя Коля
hitrovka

Category:

II. Благоустройство города. Улицы и мостовые. Фальковский Н. И. (в интернете публикуется впервые)

источник: Фальковский Н. И. — Москва в истории техники. — М.: Московский рабочий, 1950, Стр.74-81

заставка из книги Фальковского "Москва в истории техники"

II. БЛАГОУСТРОЙСТВО ГОРОДА

УЛИЦЫ И МОСТОВЫЕ
Москва издревле развивалась как город с радиальной планировкой. Это объясняется тем, что к ней шли большие дороги с разных сторон. Подходили они к определенным воротам Кремля. Вдоль этих дорог велась застройка жилья, окруженного обширными дворами, огородами, садами. Второстепенные улицы также проходили радиально, так как вся административная и хозяйственная жизнь сосредоточивалась в Кремле или вблизи него.

Расположение Кремля, а также рек — Москвы, Неглинной — и водяного рва, в свою очередь, вело к концентрической застройке города. Она усиливается к тому же расположением Китай-города, Белого города, Скородома. Так сложилась эта планировка радиально-концентрическая, в целом наиболее в данном случае разумная и простая. Любой сколько-нибудь правильный план Москвы совершенно ясно, без всяких надписей, говорит, что это — Москва, единственная и неповторимая, сердце и мозг страны.

Но внутри этой правильной сетки отдельные клеточки жили самостоятельной жизнью. Участки дробились, объединялись. Дома выгорали и вновь восстанавливались из пепла. Множество разных факторов влияло на устройство той или другой второстепенной улицы, переулка, часто извилистого или кривоколенного. Были тупики и проходы, которые усложняли и запутывали основное планировочное решение, особенно для чужого человека.

Все же всегда Москва отличалась от феодальных западноевпопейских или азиатских городов своей просторной планировкой, наличием множества зелени, лугов, широкими разрывами между застройками.

Рисунок 38. План части Китай-города XVII веке.

Рисунок 38. План части Китай-города XVII века.
 
Ввиду многочисленности пожаров, во время которых выгорали громадные районы Москвы, характер застройки и плотность её были неодинаковы в разное время. Порой город сильно и беспорядочно застраивался; после очередного пожара застройка становилась более редкой. Но подрастали дети, увеличивалось пришлое население, и дома начинали жаться друг к другу. Однако всегда сохранялись широкие свободные пространства между городскими стенами и застройкой.

Направление второстепенных улиц было также не постоянным. Только главные проезжие магистрали, большие улицы имели вполне устойчивый характер и были достаточно прямые. Вообще же улицы в древней Москве были неровные, кривые, а часто и узкие. Это, впрочем, в большинстве серьезных неудобств не создавало, так как движение здесь было незначительным.

Даже в Кремле были переулки, кривые колена, тупики. Только в 1500 году была проведена прямая улица от Спасских ворот к Соборной площади. Однако ширина её не превышала 4 саженей, сужаясь в отдельных местах до 3 саженей, по ширине Спасских ворот.

Около того же времени была выпрямлена и Большая Никольская улица — от Никольских ворот к той же площади (где впоследствии построили колокольню Ивана Великого). Но даже в 1626 году эта улица при длине в 128 саженей имела ширину (последовательно от ворот) 3 1/4 сажени, 5 1/2 сажени, 4 1/2 сажени, 8 саженей (у перекрестка), а между Чудовым монастырем и дворцом царя Бориса — 3 1/8 сажени 1.

Переулок, шедший в Кремле от площади вниз на Подол к Тайницким воротам, имел у площади ширину 3 сажени, а у ворот — З 1/2 сажени. Только в 1626 году, после пожара, он расширен до улицы в 5 саженей.

Рисунок 39. План квартала у Никольских ворот XVII век.

Рисунок 39. План квартала у Никольских ворот XVII век.

Часто переулки были ещё уже. Например, переулок от Житницкой улицы к Никольской (в Кремле) имел ширину 2 сажени. Но, конечно, большие проезжие улицы были достаточно широкими. Широкие разрывы между застройкой были также вследствие наличия в городе ряда укреплений, большого количества рек, прудов и оврагов. В 1626 году устанавливается обязательная ширина улиц: Варварка 6 1/2 сажени, Никольская 5—6 1/2 сажени, Зачатская — 4 сажени, Ильинка 6—10 саженей. Переулки назначено было делать шириной 4 сажени. В качестве примера приведем план части Китай-города у Варварки — Москворецких ворот в XVII в. (рис. 38) и у Никольских ворот (рис. 39).

Характерно для Москвы наличие деревянных мостовых. Как известно, первая мостовая в Париже была устроена в 1184 году 2, а в Новгороде они были по крайней мере лет на полтораста раньше. Мостовые настолько внедрились в жизнь города, что в «Русской правде» был узаконен порядок мощения улиц и соответствующие обязанности распределены между районами («стами») и вообще жителями города вплоть до иностранцев. Деревянные мостовые долго были лучшими 3 .

Во Пскове в 1308 году посадник Борис замостил толстыми деревянными плахами торговую площадь. С тех пор замощение производилось многократно. В Германии раньше всех начал замощение город Нюрнберг (1368 год) Шпандау в 1573 году ещё не вымостил даже рынка.

Рисунок 40. Мостовая в половине XIV веке (миниатюра из Царственной книги).

Рисунок 40. Мостовая в половине XIV веке (миниатюра из Царственной книги).

В Москве деревянные мостовые существовали, повидимому, до XIV века (рис. 40). В XVI веке Земский приказ собирал для этой цели с населения мостовые деньги.

___________________________________________________
1. И. Забелин. История города Москвы, ч. I, стр. 194, 320, 238, 381. М. 1905.
2. «Сборник чертежей Москвы XVII ст.», чертеж VIII. СПБ. 1861.
3. ПСРЛ, VI. 69
__________________________________________________

Мостовые в XVI веке упоминаются, например, в обельной грамоте 1556 года на Лобановский двор Иванова сына Слизнева (с Ильинской улицы к Никольской) в Новом городе: «а коли лучитца уличной мост мостить и сторожа решоточная стеречи, и игумену с братией велети с того двора мост мостити и сторожу решоточную стеречи» 1.

Деревянные мостовые Москвы XVI веке описываются иностранцами. Одни указывают, что на улицах вместо мостовых лежат обтесанные сосновые деревья одно подле другого 2. Другие (Маржерет) упоминают, что улицы в Москве вымощены досками 3.

Рисунок 40 а. Мостовая у Фроловских ворот в XVII веке.

Рисунок 40 а. Мостовая у Фроловских ворот в XVII веке.

 
На планах Москвы XVII столетия, начиная с самых ранних, видны мостовые из лежащих поперёк улиц брёвен, а также из выстланных на бревнах вдоль улиц досок (на рисунке 40-а мостовая у Спасских, Фроловских, ворот).

Свидетельствуют о мостовых и документы. Так, в расходной книге 1616 года Кириллова-Белозерского монастыря записано: «По государеву указу... в Кремле городе у Никольских ворот велено мостить мосту 15 саженей, и на тот мост куплено 250 бревен. Есего за бревна и за гвоздье и плотникам от дела дано 17 рублей 6 алтын.» 4.

В 1627 году патриархом было куплено в Лесном ряду 80 брёвен еловых трехсаженных «на мост от царя Борисова двора к Никольским воротам» 5. Вообще улица у Никольских ворот мостилась и перемащивалась систематически, но отдельными участками. В 1635 году Кузьма Заворотков мостил по Никольскому крестцу (перекрестку) возле Борисова двора к Чудову 5 саженей. Уплачено ему за 100 бревен 6 рублей да его ярыжным и плотникам 16 алтын 4 деньги 6.

__________________________________________________________
1. АИ, т. I, № 164, стр. 314—315.
2. Д. Флетчер. О государстве Русском, изд. 2, стр. 18. СПБ. 1905.
3. Маржерет. Состояние Российской державы с 1590 по 1606 года. "Сказание современников о Димитрие Самозванце", изд. 3, ч. I, стр. 165. СПБ. 1859.
4. Иаков. Извлечения из книг и дел Кириллова-Белозерского монастыря. "Древности", т. VIII, стр. 153. М. 1880.
5. И. Забелин. Материалы, ч. I, стр. 923. М. 1884.
6. Там же, стр. 926.
__________________________________________________________

Рис. 38. План части Китай-города XVII века.

В 1642 году старосты Ромашка Романов да Стенка Иванов опять мостили 5 1/4 сажени от двора патриарха к Никольским воротам подле Борисова двора. На это пошло 80 бревен по 3 саж. за 4 руб. Работа и перевозка старых бревен на патриарший двор стоили 20 алтын 4 деньги. Новое мощение делалось здесь в 1651 году 1.

В это время началось и мощение камнем отдельных мест. В 1643 году, например, каменщик Михаил Ермолин выкладывал большим камнем проезд во святых воротах патриаршего двора и мостил камнем же улицу к соборной церкви, за что получил 4 рублей 2.

Мощение улиц лежало на обязанности хозяев земельных участков и вообще на населении. Так, мостовую улицу к житницам от Никольских ворот и до Троицкого подворья (у Троицких ворот) на протяжении 99 саженей повинны были мостить Гостинная и Суконная сотни 3.

Вместе с тем с земельных участков в городе взимали мостовые деньги. Так, в 1683 году с боярина И. А. Милославского за двор в Китай-городе размерами в 32 1/2 Х 17 3/4 сажени и 13 X 8 1/4 сажени требовалось взять «из доимки и по окладу» на 20 лет 41 рубль 20 алтын.

За второй двор, размерами в 30 1/2 Х 7  3/8 сажени, где жили его люди, тоже за 20 лет — 9 рублей 26 алтын 4 деньги; за третий его же двор площадью в 12 1/3 X 10 саженей — 16 рублей 4.

Мостовые деньги Земский приказ взимал со всех, даже с главных духовных лиц. Патриарх Адриан в 1689 году ходатайствовал, чтобы «не велели с тех ево дворов и слободки и с подворья для кладбища и с конюшенного двора мостовых и решеточных денег ныне и впредь имать и о том впредь для спору с приходных и з доимочных книг дать ему выпись» 5. Всего с патриарха было снято 102 рубля 28 алтын 1 деньга.

Деньги собирались раз в 6 лет. В 1643 году оклад составил свыше 5 000 рублей. Было замощено 2 046 1/2 погонных саженей: в Кремле — 486 1/2 погонных саженей, в Китай-городе—168 погонных саженей, в Белом городе —2471/2 погонных саженей, в Земляном городе — 1 144 1/2 погонных саженей 6.

________________________________________________________
1. И. Забелин. Материалы. ч.I, стр. 928, 933. М. 1884.
2. Там же, стр. 929.
3. И. Забелин. История города Москвы, ч. I, стр. 379. М. 1905.
4. И. Забелин. Материалы, ч. II, стр. 681—683. М. 1891.
5. Там же, ст. 703.
6. "Москва в её прошлом и настоящем", вып. III, стр.85.
__________________________________________________


Во второй половине XVII столетия мостовые были на многих улицах, которые поэтому, кроме своего названия (обычно в зависимости от местности или расположения церкви, какого-либо выдающегося двора), носили дополнительное название мостовых улиц. Иногда в таких случаях последние назывались также проезжими, большими.

Так, в Китай-городе имелись Введенская мостовая улица, Большая мостовая улица (Варварская на Варварском крестце) 1.
В Белом городе, на Покровке, была большая мостовая Покровская улица. Существовали названия: «большая Тверская мостовая улица», «большая мостовая Никитская улица», «большая мостовая Яузская улица», непосредственно свидетельствующие о замощении. Но когда ясно было, о каком районе идет речь, то те же улицы назывались и просто большими мостовыми или «большая Тверская улица». Поэтому, очевидно, замощены были и улицы: Петровская большая улица, Дмитровская большая улица, Рождественская большая улица.

В Земляном городе, в Казенной слободе, имелась Мостовая улица. Вероятно, было замощение также на большой Сретенской улице, на большой Еознесенской улице (ее после указания района называли и большой проезжей улицей).

Общая оценка мостовых, данная современником, вполне может быть признана правильной: «Каменных мостовых в Москве нет, улицы выстланы бревнами и досками, крепко одна с другою сплочёнными» 2. Так как мостовые были не везде, то их скоро заносило землей.

При Петре I происходит перепланировка многих московских улиц, они расширяются, замащиваются камнем. В частности, в 1712 году, после большого пожара, значительное количество домовладений и много лавок и лавочных мест «взяты под мостовые уличные каменные дороги». Поэтому, а также потому, что и владельцев этих участков уже не было, с них в 1736 году не собирался оброк.

На основании соответствующей окладной книги можно сделать вывод, что в это время уже были замощены камнем следующие улицы: Тверская, Никитская, Пречистенская, Смоленская, Дмитровская, Петровская, Рождественская, Сретенская, Евпловская (Мясницкая), Покровская и другие.

_______________________________________________________
1. «Строельная книга церковных земель 7165 (1657) год». И. Забелин. Материалы, ч. II, стр. 10, 25, 125, 312, 339 341, 331, 323, 208, 176. М. 1891.
2.  ЖМНП, № 7, 1839, стр. 19. СПБ.
_____________________________________________________

Это повело к тому, что не собиралось оброка 158 р. 74 1/4 копейки приблизительно с 650 лавок и лавочных мест 1.

Конечно, наряду с этим во многих местах были и деревянные мостовые. Очень часто мостили только отдельные, наиболее важные или трудные для проезда участки улиц. Так, например, была мостовая у Таганских ворот Земляного города (в 1701 году) 2.

Указом Петра I от 24 января 1718 года велено в Кремле и Китае всякому перед своим домом делать каменную мостовую («мостить каменные мосты») из дикого камня. В 1720 году указом от 1 февраля на основании донесения из Московской губернии подтверждено предыдущее приказание. В отношении губернской канцелярии и других приказов, а также места вокруг цейхгауза, Ивановской площади в Кремле, Красной площади, проездов в воротах Кремля и Китай-города указано: «каменные мосты строить из тех денег, которые собираются в Москве на строение мостов».

Мостовые против монастырей, подворий и Монастырского приказа делались из средств последнего.

Вместе с тем каменные мостовые на проезжих улицах устраиваются и в других частях города. В 1759 году каменная мостовая у Покровских ворот была «весьма ветха» 3, вследствие чего перемащивалась. В 1762 году на Бронной улице была богадельня, вблизи которой мощение производилось Экономической канцелярией.

Генеральным планом Москвы 1775 года запроектированы перепланировка ряда площадей и улиц, создание бульваров на месте стен Белого города и вообще улучшение строения улиц, устройство водоотводного канала. На рисунке 41—восточная часть Замоскворечья у реки Москвы; виден Земляной вал в пределах Серпуховских ворот, Яузы 4.

После 1782 года мощение улиц находилось в ведении Московской управы благочиния. Для этой цели в конце XVIII веке отпускалось 5 144 рубля 70 копеек, по 15 копеек за квадратную сажень, то есть всего казенных мостовых было 34 298 саженей. Мощение улиц против обывательских домов всегда находилось на обязанности домовладельцев. На очистку улиц расходовалась тысяча рублей в год 5.

Существенным техническим недостатком мостовых работ являлось то, что улицы мостили непосредственно по грунту целым булыжником, привозившимся в город из его окрестностей. В середине XIX столетия мостовую стали делать из разбитого булыжника на песчаном основании.

С передачей в 1870 года городских мостовых в ведение города ставится и технический вопрос о наилучшем способе их устройства. В 1875 году имеется уже 1 002 квадратных сажени мостовой из литого асфальта. В 1876 году ведутся на Тверской улице опыты по замощению асфальтом из прессованных кирпичей, из таких же шестигранных шашек, из литого сызранского асфальта, из прессованного сессельского асфальта, а также деревянной торцовой мостовой.

_____________________________________________________
1. И. Забелин. Материалы, ч. II, ст. 1389—1401. М. 1891.
2. Там же, ст. 720.
3. Там же, ст. 751—752.
4. ЦГАЦА. Фонд 192, Моск. губ. № 5. Генеральный план Москвы 1775 г.
5. М. Гастев. Статистическое описание Москвы, стр. 245. М. 1841.
______________________________________________________

В результате опыта эксплоатации распространение получает мостовая из литого сызранского асфальта и деревянная торцовая мостовая. На путях конно-железных дорог местами устраивается каменная брусчатка на песчаном основании, которая впоследствии находит широкое применение вообще 1 .

В 1913 году в Москве насчитывалось 8,2 миллионов квадратных  метров площади, замощённой булыжным камнем, и 166 тысяч квадратных  метров  с усовершенствованными покрытиями.

Рисунок 41. Восточная часть Замоскворечья по плану 1775 года (ЦГАДА).

Рисунок 41. Восточная часть Замоскворечья по плану 1775 года. (ЦГАДЛ).

После Великой Октябрьской социалистической революции размах дорожного строительства резко возрос. В 1946 году наша столица имела 5 миллионов квадратных метров асфальтовых покрытий, 300 тысяч квадратных метров мостовых из брусчатки и мозаиковой шашки и более 7 миллионов квадратных метров булыжных мостовых. Таким образом, сокращается применение булыжного камня при возрастании площади усовершенствованных мостовых в 32 раза. За пятилетие же 1946—1950 гг. в городе будет построено 3 млн. кв. м усовершенствованных дорог, т. е. общее количество их возрастет по сравнению с 1913 г. в 50 раз 2.
_________________________________________________________
1. "Современное хозяйство г. Москвы", МГУ. М. 1913.
2. "Городское хозяйство Москвы", №3, 1946. стр. 8.
_________________________________________________________
Tags: благоустройство, градостроительство, москва в истории техники, мостовые, фальковский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments