?

Log in

No account? Create an account
О концепции генплана Москвы МГО ВООПИиК. Пояснительный текст Геннадия Мокеева. - ХИТРОВСКIЙ ХРОНОГРАФЪ [entries|archive|friends|userinfo]
дядя Коля

[ website | Хитро́вская площадь (Хитро́в рынок, Хитро́вка) ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

О концепции генплана Москвы МГО ВООПИиК. Пояснительный текст Геннадия Мокеева. [июл. 1, 2009|06:16 pm]
дядя Коля
[Tags|, , ]

Публикуется в интернете впервые


Привычная картинка, не правда ли? Ни одну проблему нынешний Генплан Москвы не решает. Между тем, еще в 1985 году на КОНКУРС был представлен проект Генерального плана Москвы (разработан Московским отделением Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры (МГО ВООПИиК), завоевавший 3 место, который даёт решение транспортной, экологической проблем,  акцентирует внимание на сохранении  Старой Москвы. Ни в 1985 году, ни сейчас этот проект не принимался во внимание. Москва развивалась и развивается стихийно. Профессионалы к процессу не допускаются. Итог мы ощущаем на себе.

Московские пробки - утром и вечером

Московские пробки - утром и вечером

о возрождении священной
ЗЛАТОГЛАВОЙ МОСКВЫ


Самое лучшее, что я видел
в этом мире, это все-таки Москва!

С. Есенин

Где-то в 70-х годах ко мне зашел инженер-транспортник N из института Генплана Москвы и говорит: «Вот написал статью «Сколько нужно мостов Москве?» Рассчитал, исходя из схемы радиально-кольцевого развития города три раза утвержденной партией и правительством. Но мне сказали, что есть архитектор — противник такой системы планировки. К Вам и пришел послушать контраргументы».

«У Вас есть автомобиль? — спросил я N. — Да, конечно, — ответил он.

Я: «Представьте, что все 5 колец Москвы уже созданы. И вот, допустим, вы подъезжаете в районе Лианозова к столице, — а Вам нужно попасть в Чертаново, то есть проехать поперек города. Подъезжаете снаружи к Окружной дороге, — свернете с радиуса направо, на 5 кольцо в объезд города?»

N: «Конечно, нет, — дорога в 1,5 раза длиннее: несколько десятков километров, расход бензина, времени...»

Я: «Хорошо, подъезжаете к 4 кольцу, свернете направо?..» — «Нет!» — «На 3 кольцо?..» — «Нет!» — «На 2 кольцо?..» — «Нет...» «Значит, прямо — мимо Кремля!»

Я: «Вот так любой шофер, тысячи машин... Со всех сторон 16 радиусов-тупиков «сгоняют» транспорт в центр Москвы, создают огромнейшую пробку. А кольца не работают, — не распределяют транспорт равномерно по городу. Волевое ГАИ не в счёт, говорим о целесообразности системы планировки".

1. Разрушение центра при развитии-расширении города по 2-м, 4-м, 6-ти направлениям. Исторический центр сохраняется при развитии города только по трем направлениям.


Транспортник N был поражен простой логикой и страшным будущим растущей радиально-тупиковой Москвы. Но он не знал истории проблемы.



Еще в 30-х годах инженер-транспортник В.И. Долганов опубликовал схему порочности радиально-тупиковой системы планировки столицы. По схеме видно, что кольца в пирамиде нагрузок на центр лишь измельчают ее ступени, но не ликвидируют ее. При увеличении транспорта пирамида эта несказанно возрастает. Наглядно видно, что система порочна изначально, по определению. Но Долганова никто не послушал.

2. По древнему городу, сокрушая его историческую застройку и памятники истории, культуру, архитектуры (их снесено уже более тысячи), пробиваются к Кремлю со всех сторон 16 радиусов-проспектов, а вокруг Кремля - два широких развязочных уличных кольца.

Радиально-кольцевая система была запроектирована в 1935 году волевым порядком под руководством политика Лазаря Моисеевича Кагановича, а в 1961 и 1971 годах «пролонгирована» его духовными наследниками Посохиным и Макаревичем. Конечно, тупиковая система была утверждена к исполнению ЦК, СНК, МК на перспективу и до сих пор реализуется в натуре (проложено 3 кольцо, на очереди 4-е).

В основе проекта лежал злой умысел — по мере увеличения города и транспорта, в центре столицы должен разрушаться старый город — священная для нашего народа древняя Златоглавая Москва. И это — не демагогия. Помимо утвержденных «красных линий», зарезавших старинную застройку улиц, помимо проломов новых радиусов и колец, в 1950-х гг. в ГлавАПУ провели закрытый конкурс на «развязку» радиусов в центре путем устройства эстакад, «проколов» тоннелей, даже под Красной площадью... Маразм процветал.

3. Развитие городского центра запроектировано ведущими специалистами Глав АПУ Москвы (Михаил Посохин, Борис Тхор, Симон Матвеев, Борис Маркус, Владимир Либсон - выдвигались на соискание Ленинской премии) по схеме, суть которой неоднократно высказывалась в печати руководителем авторского коллектива, главным архитектором Посохиным: "В перспективе центр Москвы примет звездообразное очертание".


Борьба общественности Москвы, Московского Общества охраны памятников истории и культуры (ВОПИКа) закончилась отменой «красных линий» Генплана Кагановича. Отмена — это хорошо, но как дальше беречь наследие древней Москвы, развивать разросшийся и растущий дальше мегаполис?

О возрождении Исторической Москвы

В 1987 г. Глав АПУ Москвы с целью выяснения мнений и предложений специалистов был объявлен конкурс на разработку эскиза идеи Генерального плана развития Москвы, Московской области и архитектурно-планировочной организации центральной части города. В конкурсе приняли участие не только московские, но и ведущие проектные организации страны: Гипрогор, Архпроект, ЦНИИЭП градостроительства, Промстройпроект, Курортпроект.., всего 15 организаций. Впервые было предложено высказать свою точку зрения и Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры (ВООПИКу). Эта точка зрения получила практическое выражение в проекте творческого коллектива, в который вошли члены секции архитектуры и градостроительства Московского городского отделения Общества — Г. Мокеев (руководитель), В. Виноградов, А. Тренин. В итоге проект оказался отмеченным третьей премией конкурса, что явилось признанием достоинств представленной работы. А по части охраны и восстановления памятников Древней Москвы — проектом особо выделяющимся.


4. Для развития трех указанных территорий было предложено три концепции, тесно увязанных между собой: для центральной части города — Исторической Москвы — концепция регенерации историко-градостроительных ценностей, для Москвы в целом — трехнаправленного развития, для области — создание трех агропромышленных агломераций.

5. Треугольник из хордовых трасс позволит создать в центре города "вакуум" от транзитного транспорта.


Концепция регенерации историко-градостроительных ценностей центральной части города имела в своей основе предложение ВООПИК поставить Историческую Москву на госохрану как единый памятник градостроительства мирового класса и значения. Вот ее главная суть.

Сегодня Историческая Москва видится цельной, нерасчлененной, несмотря на возникшие трудности такого ее восприятия в натуре. Это не город-музей с памятниками-экспонатами, а особая зона современной столицы со своими также особенными функциями, структурой, планировкой, застройкой, композицией, обликом, наконец, образом. Историческая Москва — бесспорно, высочайшее, гениальное произведение градостроительного искусства русского народа. Чтобы ощутить это, достаточно видеть здесь ряд уникальных систем планировки Москвы XVI-XVII вв., уцелевших доныне на 75-90%. До сего дня сохранилась и своеобразная, уникальная градостроительная композиция Москвы XVII в., хотя она ощутимо подразрушена и задавлена хаотическим нагромождением современного высотного «ширпотреба», в большинстве своем не характерного не только для Москвы, но и вообще для русской архитектуры.

6. Концепция трехнаправленного развития с сохранением исторического центра.

А сколько в центре столицы сохранилось старых зданий, примечательных мест, связанных с историей нашего народа, его бедственным или героическим прошлым, его выдающимися личностями! Если же учесть, что Историческая Москва — единственный уцелевший от перепланировок конца XVIII в. средневековый русский город, как никакой другой наполненный мемориальными памятниками нашего народа, то центр столицы предстает настоящей святыней России, к которой должно быть соответствующее отношение.

Древняя Москва в пределах Садового кольца составляет всего 1,8% от нынешней территории города: на этом кусочке земли находится более 80% историко-культурных ценностей. Еще 10% памятников расположено в пределах Камер-Коллежских валов (6% территории). За счет этих сравнительно уже маленьких городских площадок невозможно решить ни жилищную, ни транспортную, ни какие-либо другие проблемы всего города-гиганта. И, прежде всего — это конечно, не площадки для новостроек, хотя уже много чуждого появилось в центре. Даже сегодня еще имеет место снос исторической застройки, то там, то сям вырастают новые коробки, искажающие облик старых площадей, улиц, переулков. В связи с этим очень уместно вспомнить строфы пушкинского стихотворения «Возрождение», как нельзя более подходящие к ситуации:

Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит,
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые с летами
Спадают ветхой чешуей,—
Картина гения пред нами
Выходит с прежней красотой.

А возрождение златоглавия древней Москвы (на 1,8-х % современного города) не просто украсит многомиллионный мегаполис, но придаст истинный священный характер его центру

Концепцию трехнаправленного развития Москвы можно пояснить здесь конечно упрощенно. Есть закон диалектического развития: новое возникает и развивается в недрах старого. По отношению к Москве использован этот закон. Для построения новой планировочной формы города была сделана опора на некоторые уже существующие «перспективные системы» городской структуры.

7. "Вакуум" от транзитного транспорта сохранится при неограниченном росте города от вершин хордового треугольника и устройстве "зелёных клиньев" напротив хорд.

Первая из таких систем — Система трех приращений городских территорий. И сегодня из пределов Окружной автодороги «выплеснулись» наружу территориальные «протуберанцы» на севере — Митино, Химки, Долгопрудный, на юго-западе — Солнцево, Бутово, на юго-востоке — Косино. В них следует сосредоточить всю новую застройку города.


8. Схема трех приращений современного города, соединенного хордовыми связями (2 этажа транспорта)

Обычно к выплескам-протуберанцам подтягивались остальные окраины города, двигаясь по радиальным дорогам (город таким образом концентрически разрастался). Ныне 16 радиальных улиц протяженностью в 15-20 км, сходящиеся со всех сторон к центру Москвы, стали причиной транспортных перегрузок центра. Радиусы требуют развязок. Проекты Москвы 1935, 1960, 1971 гг. и предлагали устроить на территории Исторической Москвы вокруг Кремля грандиозный транспортный развязочный узел. Проекты как бы выпустили из бутылки «радиально-кольцевого джинна», удушающего центр. Для устройства развязок в разных уровнях должны гибнуть памятники и древняя застройка, а вокруг Кремля со временем образоваться вечный «транспортоворот» из миллионов машин (по прогнозам уже к 2010 г. автотранспорт Москвы увеличится в пять раз по отношению к 2000 году). Мало того, что в Кремль придется проходить лишь под землей, над ним будет постоянно висеть «газовая шапка» автомобильной гари.

9. "Продуктом" такой реконструкции будет огромная транспортная воронка, вращающаяся вокруг Кремля тысячами машин. На месте бесценного города будет создан грандиозный, бессмысленный "транспортоворот", круглосуточно скрипящий и грохочущий, окутывающий мозг и серце страны зловонием и газами.


Естественно, мы против наслоения транспортного развязочного узла на Историческую Москву. Где выход из положения? Он — в прокладке и создании системы мощных хордовых магистралей между тремя приращениями, но таким образом, чтобы хорды c центра снимали перегрузки. Хордовые связи между тремя приращениями образуют треугольник. И любые нагрузки на вершины треугольника путем увеличения приращений — не опасны для центра. Сколько бы город ни увеличивался в будущем (до 15, пусть 20 млн. жителей), Историческая Москва будет вечно жить в его середине. Со временем снаружи первого хордового треугольника можно проложить второй. В центре города получится своеобразный «транспортный вакуум», — там будет необходим лишь транспорт для обслуживания. В этом смысле транспортный треугольник уникален.

10. Эскиз-идея генерального плана развития Москвы. Проект коллектива архитектурно-градостроительной секции МГО ВООПИ и К (руководитель М.Г. Мокеев, соавторы В.А. Виноградов, А.Б. Тренин)


Но чтобы город не увеличивался центробежно во все стороны, а только по вершинам треугольника, необходимо создать на МКАД против стенок-сторон этого треугольника зоны парков и лесопарков — систему трех лесных «клиньев». Интересно, что в натуре зеленые клинья парков и лесопарков почти не нужно создавать заново. Так, на северо-востоке Москвы существует лесопарк Лосиный остров, перед которым как его охранные форпосты выдвинуты в сторону центра города парки Измайловский, Сокольники, Ботанический сад с ВДНХ. Эта система зеленого клина полностью существует в натуре. В натуре же существуют цепочки парков на входе Москвы-реки в город и на ее выходе. Остается объединить их в системы Верхнего и Нижнего зеленых клиньев, развив лесопарковые массивы наружу по Москве-реке из Серебряноборского и Царицынского парков.


11. Система трех зеленых клиньев: Лосиноостровского, Серебряноборского, Царицынского. На схеме:
I - лесопарк Лосиный остров с полукольцом парков: Измайлово, Сокольников, ВДНХ с Ботаническим садом.
II - северо-западное полукольцо парков: Химки, Фили, долина Сетуни, в пойме реки Москвы Серебряный бор;
III - юго-восточное полукольцо парков: Битцы, Коломенское, Кузьминки, в середине - Царицыно. Темная зелень - существующая, светлая - проектируемая. Система существует на 70%.

Вот элементарная идея и схема трехнаправленного развития Московской агломерации на будущее. Углубляя объяснение новой концепции, можно отметить еще следующее.

Хотя концепция и называется «развитие», это не следует понимать как обязательное, сразу же большое количественное увеличение города. Развитие можно понимать и как «трансформацию», перестройку городского организма в Магический Треугольник. А три прироста в вершинах хордового треугольника можно создавать не столько новыми большими жилыми массивами, сколько выносом на МКАД и созданием там трех подцентров Москвы.

В подцентрах могут быть созданы три новых микрорайона столичных учреждений, вынесенных сюда из центра (юго-западный «луч» таких учреждений уже дотянулся до МКАД, наполовину продвинулся северный «луч»). В подцентрах могут находиться узлы внешнего транспорта: три новых междугородных железнодорожных вокзала (внутренние лучше отдать электричкам), три сгустка автовокзалов междугородного транспорта, а недалеко — три аэропорта (они фактически есть). Наконец в трех подцентрах могут быть сосредоточены постоянно действующие московские ярмарки с комплексами особых подворий-гостиниц...

Северный подцентр нужен как наружный «узел контактов» столицы с Севером России, Белоруссией, Европой, Америкой; юго-западный подцентр — как «узел контактов» с Югом России, Украиной, Кавказом, Малой Азией, Африкой; юго-восточный подцентр — для контактов с Уралом, Сибирью, азиатскими странами, Австралией.

К трем подцентрам со временем могут быть подведены вершины треугольника скоростного метро, новые наземные транспортные хорды-дороги, дублирующие первый хордовый треугольник (Треугольная транспортная система для Москвы-агломерации была проверена на ЭВМ и показала отличные характеристики). Хорды-дороги (автобаны) «раздробят» радиальную систему улиц-проспектов. Транспортные хорды, скоростное метро станут основой трех «ленточных городов», сопряженных в Магическом Треугольнике, но с открытыми для роста, развития концами «лент». Общая система планировки Москвы-агломерации станет не концентрически-замкнутой, а открытой для будущего органичного роста в системе мегаполиса, районной планировки.

Говорят, «треугольник» это тот же «круг». Но речь должна идти не о вращении. Необходимо сопоставлять радиально-тупиковую систему 16-ти радиусов и систему хордово-транзитную, треугольник которой не рассчитан на вращение и не дает его (углы треугольника достигают окраин города). Хорды «крошат» радиусы, уничтожая тупики, прогоняя транспорт мимо центра.
Идею разделения Москвы и ее области на три агро-промышленных агломерации здесь рассматривать нецелесообразно из-за сложности проблемы и ее особенности.

Одна из легенд «О зачале царствующаго града Москвы» содержит фразу-пожелание для роста будущего города: «Да распространится Царствие Треугольное». Действительно, с самого начала и до конца XVI века Москва была треугольным городом (Кремль, Китай-город с тремя посадами). Лишь затем она, особенно к нашему времени стала городом круглым по общей форме. Москве в будущем осталось только снова принять форму Магического Треугольника. Все это серьезнее «голого» материализма. В православии треугольник считается символом Святой Троицы. Поэтому в «духовном» плане фраза легенды имеет еще другой, христианский смысл: «Да распространится Царствие Святой Троицы!». А мир прекрасен в гармонии материального и духовного.
 
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: yerrois
2009-07-01 02:48 pm
Замечательная статья...
(Ответить) (Thread)
From: zzeee
2009-07-01 04:23 pm
интересно, но увы, существует лишь в абстрактном вакууме творчества
(Ответить) (Thread)
From: zzeee
2009-07-01 04:31 pm
Собственно вся абстрактность в одной фразе "В них следует сосредоточить всю новую застройку города". Увы, это нереально.

"Треугольная транспортная система для Москвы-агломерации была проверена на ЭВМ и показала отличные характеристики" - ну так и сейчас гаишники формально регулируют потоки...

А то что участки зарезервированные под трассы чем-то застроили - это конечно преступление.

И то что "большая ленинградка" начнется у моховой - это тоже странное решение. По дороге в область-то как раз отлично, но 8 полос транспорта к моховой улице... не понимаю, куда он там денется.



(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: desper_i
2009-07-01 04:34 pm
Потрясающе. Я ранее не слышал о таком проекте и теории. Такая система действительно могла бы спасти наш родной город. Спасибо за статью!
(Ответить) (Thread)
From: zzeee
2009-07-01 04:43 pm
и еще уж напоследок..

вот не понимаю я что значит система "хорошо масштабируется". Ведь если бы, например, в 60-е годы построили эти три хорды, то они были бы все шириной по две полосы в каждую сторону, этого тогда хватало. Таким был МКАД.

Потом, по мере роста города, когда хорды удлиннялись к периферии, пропускной способности у краев хорд было бы достаточно, а вот поток через изначальные районы постепенно бы увеличивался пока бы не захлебнулся. И тогда бы начался процесс расширения хорд в центральной части или строительство их дублеров, но места для дублеров-то уже не будет. Там была бы застройка и парки. Пошел бы процесс аналгичный строительству третьего кольца сейчас - по жилым районам, возможно с туннелями и т.д.


Вообщем на мой взгляд, не решает треугольник ничего.. лишь изменяет тип проблемы.

И перепробеги тоже не устраняет. Они появляются в других местах.


(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: synthart
2009-07-01 05:03 pm
Вариация на тему Генплана 71 года, точнее упрощенный его вариант. Авторы отзываются о нем как о "закрепляющим радиально-кольцевую систему", а сами просто удалили с него большинство хорд, оставив только три им понравившиеся и выдают это за откровение. Чтобы убедиться в этом достаточно сравнить рис. 3 и 10. Однако при этом потерялась основная идея. В Генплане 71 года системой хорд на территории города выделялось 8 биполярных планировочных зон, причем сделано это было на основе анализа уже имеющихся жилых и промышленных образований. Идея была не только в том, чтобы "разгрузить центр", само по себе это проблемы не решает. Идея была в том, чтобы превратить эти планировочные зоны в отностительно автономные селитебно-промышленные образования, открыв механизм перерастания города радиально-кольцевого типа в звезду-агломерацию (на той же территории).

Здесь же видим идею чисто умозрительную: произвольным образом отобраны три хорды, образуюшие некий треугольник. Но зачем бы городу развиваться по этим трем направлениям-приращениям? Город - система, с трудом поддающаяся усилиям градостроителей, например в 30-е годы были предприняты масштабные усилия, чтобы направить развитие Питера в сторону Московского проспекта, однако город туда не пошел.
Пафос этого документа понятен, он характерен для середины 80-х годов, но сейчас вызывает недоумение.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: carmelist
2009-07-01 06:39 pm
Из меня градостроитель почти никакой, поэтому скажу, что схема выглядит вполне логичной. Во всяком случае, она хоть как-то оберегает исторический центр. Хотелось бы представить, что будет происходить за пределами треугольника. Фактически городу навязывается трехлучевая линеарная схема развития. Связь между лучами потребует создания дополнительных внешних хорд? Как это соотносится с существующей ситуацией?
(Ответить) (Thread)
From: sergij_german
2009-07-01 06:41 pm
Вопрос очень сложный, здесь надо менять сознание, полностью менять. Город стремительно растет вверх. Это его не убьет, потому что уже давно убило. При этом создаются все условия, чтобы приток нового населения не оскудевал, чтобы город рос ввысь, ввысь и ввысь. Можно было бы начать лет 20 назад исправление советского периода, привести в порядок (хоть относительный) транспортную систему города, уменьшить количество населения на один квадратный метр, но... не тут-то было! Город развивается по той же или еще худшей схеме. Москву ждет многогранная катастрофа, пора бить в набат, но принесет ли это пользу? Вы, герои-энтузиасты, стоящие в ничтожно малом количестве с плакатами протеста, что сделаете вы, дорогие мои соотечественники, против этого страшного монстра, монстра наживы?
http://victorprofessor.livejournal.com/101763.html - это разве Москва?
А, может, мне протереть глаза? Вдруг, окажется, что это - друная страна и совершенно другой город? Вот такой: http://a-barhin.livejournal.com/570499.html
Еще недавно почти всё население страны жило в собственных домах с участками, кто же так отучил людей от земли и своего уголка? Как же изменилась наша ментальность! Жутко, страшно жутко всё это видеть своими глазами.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mozhav
2009-07-03 07:58 am
да как сказать недавно... десятилетиями у людей отбивали чувство собственности, дома, земли. квартира - это не дом, да и с неё могут вышибить в любой момент. и ничего мы с этим уже, разумеется, не сделаем, но это не значит что и делать ничего не надо))
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: sergij_german
2009-07-03 09:52 am
Недавно - это за последние 100 лет, а если быть точным, то до войны большинство населения родилось и выросло в деревне, потом они же и попали в города, опять-таки, вынужденно, спасаясь от колхозного счастья. Про квартиры моя бабушка, прожившая 97 с половиной лет, говорила: "Для того вас туда и согнали".
Я не отчаиваюсь, хоть и понимаю, что против той силищи трудно бороться, но восхищаюсь всеми вами. Низкий поклон! Надо делать, еще как надо! Спасибо!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _petrusha
2009-07-02 09:05 am
Очень хорошая статья!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: nashenasledie
2009-07-11 09:01 pm
Вот сюда, по-моему, можно и нужно поставить http://community.livejournal.com/archives_ru/profile?mode=full
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: luda_sochi
2009-07-24 09:05 pm
Ничего не делается зря. Я в проектах не понимаю, но всегда можно разгрузить Москву от некоторых учреждений. Например, предложить переехать в прекрасные города- Владимир, Ярославль, Тверь и т.д. ВСе можно при желании...Народ опять к земле тянется.Будем думать о лучшем своей страны.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: _petrusha
2010-04-22 02:57 pm
С вашего позволения сделал перепост этой статьи:

http://www.ivrome.ru/2010/04/o-koncepcii-genplana-moskvy-mgo-voopiik/#more-99
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: hitrovka
2010-04-22 03:33 pm
:-)
(Ответить) (Parent) (Thread)