?

Log in

No account? Create an account
Копай городок и Подкопаево. Г.Я. Мокеев. Впервые в интернете. - ХИТРОВСКIЙ ХРОНОГРАФЪ [entries|archive|friends|userinfo]
дядя Коля

[ website | Хитро́вская площадь (Хитро́в рынок, Хитро́вка) ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Копай городок и Подкопаево. Г.Я. Мокеев. Впервые в интернете. [ноя. 29, 2008|07:53 pm]
дядя Коля
[Tags|, , , , ]

Предлагаю вашему вниманию главу из книги «Московь» академика Г. Я. Макеева с его размышлениями о происхождении топонима Подкопаи ( «Московь». Москва. 2007 г. С.40-43.)

Ивановская горка в 12 веке.




За Уралом на окраине города Кургана имеется примечательный район, который народ прозвал именем «Копай».

Что такое Копай пояснял писатель-краевед Н.Войтович. «Тут и там по склонам ям и оврагов, вплотную друг к другу притулились деревянные хижины, почти землянки. Две их стороны врыты в землю и на поверхности видны лишь крыши да трубы; остальные стены – засыпанные (полый деревянный каркас, заполненный грунтом). Маленькие окошки… Чтобы войти внутрь, надо согнуться в три погибели.

История Копая насчитывает не один десяток лет. Известно, что первые землянки стали появляться здесь в 1930-е годы, когда из разоряемых деревень люди уходили в город в поисках работы и счастья. Их руки были нужны заводам, фабрикам… И не требовали многого»16.

Копай-город в Кургане явился своеобразным перевалочным пунктом, позволявшим людям поначалу временно «пристроится» к городу и лишь затем где-то поселится в нём окончательно в более комфортабельном жилье. Примитивный «перевалочный пункт» был, таким образом, крайне необходим при условии постоянного роста города, бегства в город жителей бедствующей сельской округи.


Что такое Подкопаево? В Москве известна церковь св. Николы «в Подкопаеве», упоминаемая с конца 15 века! П.Сытин написал, что в 19 веке от прозвища церкви было дано название Подкопаевскому переулку17.

Историки Москвы И.Снегирёв, И.Забелин, И.Токмаков, И.Кондратьев и другие высказывали несколько версий в объяснении топонима «Подкопаево». По одной из них церковь построил какой-то богатый купец или боярин Подкопаев. По другой – название церкви появилось от подкопа под неё неудачливых грабителей (обвал грунта подавил воров). По третьей, здесь производились выемки грунта (песка, глины) для нужд московских строителей. П.Сытин так и подытожил последнее мнение: «Возможно, местность «Подкопаево» названа так потому, что здесь под горой был в древности глиняный карьер, в котором для добычи глины «подкапывали» гору»18.

Но вот рассказ И.Войтовича про курганский Копай-город говорит по аналогии о другом: о перевалочном пункте, в котором приходившие в Москву люди устраивали временные полуземляночные жилища в крутом береговом склоне Алабовой горы, для чего и «подкапывали» склон. В Москву люди переселялись отовсюду и почти постоянно, поэтому московское «Подкопаево» функционально было крайне необходимо.

Когда же начался такой приток пришлого населения или, говоря иначе, когда появилось Подкопаево?

И чем было село потом в разные времена? Какова его история?

Московский Копай-городок был, следовательно, одним из древнейших поселений московского гнездовья на современной Ивановской горке. Название самого городка могло произойти не от глагола «копай», а от слов «капь», «капище». Тогда «Подкопаево» может указывать на более древнее довятическое святилище неизвестного божества аборигенов-голяди на красивейшем месте излучины Москвы-реки. Защитный городок был построен словенами, видимо, в середине 9 века при массовом « исходе» вятичей на Московь от хазар. При крещении московлян в 1147 году (об этом далее) в Копай-городке была поставлена церковь во имя св. Николая Чудотворца.

Возле «Копай городка»: на речке Рачке возникло село «Подкопаево». Название села появилось ещё от того, что оно было внизу «под» этим городком.

Когда в 14 веке возник Ивановский монастырь на месте городка, и церковь стала приделом его собора, то внизу села Подкопаева появилась вторая посадская церковь св. Николая в Подкопаях.

Археологических раскопок Копай-городка не проводилось. Но о былом существовании здесь крепости позволяет говорить не просто топография места (наверху крутой Ивановской горки). По Строительной книге 1657 года, Писцовой 1680 года участок стоящей рядом церкви св. Владимира измеряли «ото рва»: «под церковью земли и кладбища мерою длиннику по улице, что ото рву, 33 сажени, по другой стороне 23 сажени с полусаженью»19. Ров отделял мыс Копай города (Ивановского млонастыря) от Алабовой горы.

Подкопаево село-слобода. В середине 14 века Великий посад Москвы расширился до Яузы. Подкопаево перестало быть «перевалочным пунктом», - его население стало ремесленной слободой.

Чем же слобода занималась?

В Духовной грамоте князя Дмитрия Ивановича – племянника Василия III, записано: «А в казне моей саженья: накапки женские, сажены жемчугом гурмыским на бели на платцех; да запушье подволочное, сажено жемчугом гурмыским з дробницею на бели; да монисто золота леска, да три цаты с яхонты и с жемчужинами» (СГГиД, I, 406). Н.М.Карамзин писал в своей повести «Наталья - боярская дочь»: «Я, рассуждая с ними (бабушками) о старых и новых модах, всегда отдаю преимущество их подкапкам и шубейкам…»20.

Накапки, подкапки – это дорогие богатые одежды с посажеными на них драгоценностями. «Подкопаево», может быть, было специфической «элитной» ремесленной слободой по изготовлению дорогой меховой одежды, - наподобие других московских ремесленных слобод: Швивой, Хамовной, Кожевенной, Кузнецкой, Гончарной… Элитарность слободы подкреплялось её окружением. Здесь «за городом у святого Владимира» с 1423 года упоминался «новый» государев, вероятно, конюшенный двор. В 1493 году при пожаре Кремля «у Николы Подкопаева под конюшнею в христианских дворех» поселялся на время великий князь Иван III (ПСРЛ. VIII. 237). «Христианские дворы» утопали в зелени садов (церковь Владимира была в «Старых садех», Ивановский монастырь – «в Садех»).

Литература

16. Войтович Н. Копай город. В журнале «Советский Красный крест», 1989, №3.

17. Сытин П. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959, с.237.

18. Сытин П. Указ. Соч., с. 238.

19. Материалы по истории, археологии и статистике г. Москвы (МИАС), II, с. 137, 340.

20. Карамзин Н.М. В кн. «Марфа посадница». Л., 1989, с.3.
СсылкаОтветить